Скейт-парк

 

Залы для катания и скейт-парки

Первая волна популярности роликовых коньков началась в 1884 году после изобретения резиновых колёс и уже в 1890 году на Всемирной выставке Экспо в Лондоне в Кристал Палац был открыт первый зал для катания на роликах с полом из деревянных досок. Нечто вроде - высокий каменный ангар типа трамвайного депо был построен до 1-й Мировой войны даже в Симферополе (ул.Архитекторская, сейчас З.Жильцовой). В здании после революции устроили завод, а недавно снесли, впрочем и Кристал Палац не уцелел.

Катание на роликах было важным элементом феминистского движения на Западе; к 1920 году оформились мировые федерации по хоккею и по спортивным танцам, но массовыми не стали. Только танцевальная культура "диско" 70-х-80-х годов дала мощный толчок катанию на роликах для удовольствия, развлечения, общения. В США в этот период существовало около 6 тысяч залов, где по ровной поверхности катались по кругу под громкую музыку.

1981 году американские хоккеисты Скотт и Бреннан Ольсон запатентовали однорядные (In-Line) роликовые коньки. В 90-х годах роллеры переняли из скейтбординга так называемый "уличный стиль" - трюковое катание по всему, что попадается на пути и стали кататься на специальном оборудовании вместе со скейтбордерами: на рампах (полтрубы), трамплинах, горках.

 

Оборудование скейт-парков происходит от оросительных каналов: в 80-х годах в Калифорнии перешли на капельное орошение, и каналы были заброшены. На них стали кататься на роликовых досках, а потом придумали делать более пологие радиусы боковых стен и ставить такие сооружения среди деревьев в парках или под мостами, в ангарах и т.п.

Катание в скейт-парках называется агрессивным или экстремальным. Подобные соревнования получили официальное название "Экстрим-игры". В 1995 году в эти игры включено 10 видов трюковых развлечений от скай-дайвинга (воздушная акробатика с доской) до прыжков на велосипеде. Игры показываются телевидением более 175 стран (всего в мире около 200 стран). В большинстве стран мира роликовые коньки являются последние годы самым популярным товаром для свободного времени. Их производят не только молодые фирмы, но и старые теннисные, горнолыжные, конькобежные.

В США и Италии скейт-парки в основном открытые, в Канаде, Японии, Швейцарии их устраивают в ангарах, старых заводских корпусах или строят специальные клубы со стенами для скалолазания, ресторанами, душевыми, магазинами, бассейнами и т.д. По контингенту публики скейт-парки хорошо сочетаются с интернет-кафе и компьютерными дизайн-студиями.

В 1996 году в Москве был устроен роллердром на малой спортивной арене Лужников. Сейчас самым популярным является Роллерцентр на "Тульской".

В начале 1997 года в Днепропетровске зал кинотеатра "Панорама" был оборудован для роллеров, организован прокат роликов, есть бильярд, бар, ночью проводится дискотека с караоке (пением под фонограмму) - до утра. В зале проводятся рок-концерты, что характерно для всех американских роликовых залов. Сейчас в Днепропетровске несколько центров досуга для роллеров, работающих с 9 утра до 18 и с 19 до 22 для роллеров, а с 23 до 5 как дискотеки. Вход бесплатный, или пару гривней.

Из соседних стран высокое развитие скейт-парков и роликовых катков имеет Польша. Обычно эти сооружения финансируются городскими властями при участии магазинов снаряжения. Доход получают от проката, общественного питания и рекламных акций. Роллеры широко привлекаются к избирательным и рекламным кампаниям. Сама по себе концентрация подростков для положительной физической и эмоциональной нагрузки удобна для всех: родителей, милиции, водителей, торговли.

 

В Симферополе скейт-парк "Таблетка" (костровая площадка Дворца пионеров) стал осваиваться с 1991 года. Около 20 горок обошлись примерно в 3 тысячи долларов.

В среднем для оборудования спортивного зала, зала кинотеатра, или заводского цеха размерами 15-20 метров на 25-30 метров необходимо около 2-х тысяч долларов на стрит-оборудование и 5-10 тысяч долларов на рампу.

Прокат роликов и устройство скейт-парков - выгодное дело.

Желание кататься можно отметить у 80-95% детей от 4 лет и до студентов. В столичных городах СНГ и повсюду в развитых странах на роликах катаются взрослые и даже пожилые люди. Плотность использования залов для роликов, их пропускная способность гораздо выше, чем для игровых видов спорта и большинства других, а затраты на эксплуатацию, гораздо ниже, чем у бассейнов или катков со льдом

 

Поиск площадок

Большинство роллерских тусовок (мест катания и общения) образуются сами собой, и незачем вдаваться в анализ их самозарождения, если они живут и развиваются. Но все-таки, если начинать с нуля, выбор места - начало всему. Площадка, помимо хорошего покрытия и сложного рельефа должна обладать такими особенностями:

центровое положение - это очень емкое и не вполне рациональное понятие. Всех роллеров место должно устраивать по части транспорта. Остановки общественного транспорта должны быть недалеко. На саму площадку нужен свободный въезд для достаточно больших (длинномерных точнее) грузовиков. Естественно, нужна возможность парковки для автомобилей, мотоциклов и т.п. У места не должно быть лоховской репутации

обособленность - площадка должна иметь ясные границы, дающие представление о том, что это не песочница для выгуливания детишек и собак, не проходняк, не распивочная и вообще "не место" ни для кого, кроме роллеров, скейтеров и байкеров. На Таблетку, например, имеется договор аренды (бесплатной) с Дворцом пионеров, по которой арендатор обязан соблюдать на ней чистоту и порядок - это все условия. Кстати, типовые дворцы пионеров, построенные в 70-е и 80-е годы имеют костровые площадки из полированного бетона со всякими архитектурными излишествами, идеально подходящими для скейт-парков

инфраструктура (термин военный, имеет отношение к обеспечению) - вблизи должны быть бесплатные туалеты, питьевая вода, мусорные контейнеры, телефон, освещение, укрытие от дождя. Желательна хотя бы маленькая кладовка.

Коммерческие требования к скейт-паркам и залам несколько шире, хотя и возможности с помощью денежных вложений сделать гиблое место центровым и модным также велики. Общих рецептов, правда, здесь не существует.

 

Изготовление стрит-оборудования

 

 

Настоящее стрит-оборудование и стрит-удовольствие только на улице, но это должна быть даже не немецкая улица, на которой все-таки слишком много средневекового булыжника, а нечто рядом с Голливудом - мрамор, полированный бетон и ступени, уступы, парапеты, перила.

 

Но, в общем, даже там для соревнований все равно делают специальное оборудование. Мода на него постоянно меняется, например в 94 году четвертушки считались слишком простыми для трюков, зато появились пирамиды и железные или деревянные гробы. Как и во всяких других областях, мода на оборудование никакого смысла не имеет. Можно делать оборудование по чертежам десятилетней давности, оно будет ничем не хуже того, что рекламируют последние журналы - ведь на настоящей улице ты катаешься по чему бог пошлет...

Все-таки дадим рабочую классификацию. Уличный рельеф состоит из ступеней (их редко имитируют в скейт-парках) и плоскостей: вертикальных (стены), горизонтальных (террасы, уступы, скамьи, парапеты), наклонных (съезды, опорные стены - крепиды, парапеты у лестниц, облицовка каналов и набережных). Наклонные плоскости могут иметь радиус закругления, на улице это редкость, но в скейт-парке большая часть оборудования делается с закруглением для мягкого заезда и образования центростремительной выталкивающей силы. Границы плоскостей образуют самые разнообразные грани, сюда же можно отнести перила, бордюры, рельсы. Клумбы, бочки, колонки пожарных кранов, автомобили и, безусловно, урны, а также собаки, кошки и самые невообразимые вещи, через которые выполняются прыжки, отнесем в разряд препятствия. Существуют еще бассейны (и близкие к ним блюдца, тарелки, каналы, канавы). Даже пустота имеет свой смысл, если находится между местом прыжка и местом приземления, например при перелете с к рыши на крышу, со скалы на скалу. Такие штуки называются большие щели. Так или иначе все можно имитировать в скейт-парке, причем с повышением безопасности, облегчением техники и значительным усилением зрелищности трюка. Об этих трех вещах ты должен думать, выискивая чертежи в Интернете (а их там полно) и размещая заказ в мастерских или самостоятельно заколачивая гвозди.

Материал - решает много проблем и столько же их создает. Начинающим надо работать только с деревом, поскольку такое оборудование легко ремонтировать и переделывать. Из дерева сделано оборудование в самых лучших американских скейт-парках и перевозное оборудование лучших профи-команд. Деревянные конструкции относительно легкие и прочные, покрытие из бакелитной судовой фанеры просто идеально (но дорого). Обычная 7 или 10 мм фанера в два слоя покрывает профи-оборудование, но по бедности годится и один слой, только на хорошем каркасе. Дерево должно быть хорошо просушено - как это не удивительно, но в России (а ранее - во всем Советском Союзе) это большая редкость. Поэтому в наших скейт-парках почти не встречаются деревянные сооружения. К тому же климат наш с кислотными дождями дерево гробит. Его также палят (сжигают) или разбивают в щепки хулиганы и вполне добрые хозяева пускают на топку. С бетоном и камнем проблемы безопасности отпадают полностью, но они требует высоких технологичес ких навыков (кое-что из практики я опишу).

Вообще, если ставить перед скейт-парком коммерческие задачи, оборудование надо заказывать мастерам (плотникам, каменщикам-бетонщикам или сварщикам), но не давать им никакой самостоятельности и не торопить. На каждом технологическом шаге кто-то из продвинутых роллеров, пускай даже 11 лет, должен проверить их представление о том, что они собираются делать и что из этого должно получится. Каким бы богатым и навороченным не был заказчик оборудования и каким бы золотым резцом не считал себя мастер, надо настойчиво и не обидно объяснить им, что их мнение ничего не значит. И очень необидно объяснить, что только этот 11-летний мальчик должен принимать решения. Правда для этого мальчик должен покататься до того в нескольких скейт-парках, посмотреть несколько скейт-видео, а главное много чего из трюков делать.

Может я нудно все очень излагаю, но я столько видел безнадежно угробленного металла...В Саратове на Набережной - целое кладбище. Кстати в России, Украине, вероятно и в странах Балтии - это основной материал. А сварные - это мастера, на которых роллеры молятся, многие, кстати и учатся этому ремеслу. Для каркасов используются трубы, уголки, швеллера, арматура - какие угодно. Причем для фанерных или полимерных настилов в том числе. Надо помнить, что капля камень точит, а детишки от сваренных игровых площадок обычно быстро оставляют рожки да ножки: от ударной нагрузки и вибрации сварные швы разваливаются. Там, где возможно, нужны соединения на болтах (затянуть, концы согнуть, резьбу расклепать - чтоб ни одна зараза не раскрутила). Все настилы делают из листовой стали 4 мм - она естественным образом принимает радиус выгиба, нужный для катания. А еще эта сталь не деформируется от ударов. Все что толще - невозможно правильно выгнуть. Все, что тоньше, быстро покроется вмятинами от роликов, нап ример при приземлении с двух-трех метров 80 кг туши какого-нибудь юного акселерата и только на одно колесико - посчитай-ка нагрузочку!

Теперь о некоммерческих скейт-парках. Все оборудование надо делать самим. Это на самом деле приятно, но главное - делает вас клубом. Новичок принимается тоже через работу, а она ведь всегда есть, потому что всегда хочется слепить что-нибудь новенькое. А кататься на только что сделанном оборудовании... Это такое возбуждение, я даже и не буду сравнивать, а то девушки (которые все еще девушки) будут считать, что я недооцениваю возбуждение от них.

Главной особенностью скейт-оборудования является необязательный характер почти всех размеров. Чтобы экономить время и деньги, все чертежи будущего сооружения приводятся в соответствие с размерами материалов, например листов фанеры или стали, длиной труб или досок и т.д., чтобы использовать большую часть материала цельными листами и кусками и не выбрасывать обрезки.

Теперь начнем с самого простого и необходимого для первых трюков, а потом будем матереть и богатеть.

1.Тротуар - простейший из так называемых фанбоксов (funbox - ящик для забав, для баловства).

Горизонтальная плоскость, то есть настил с металлическим, фанерным или дощатым покрытием на высоте 15-40 см над землей на ножках или на каркасе.

 

Ширина тротуара для спокойного проезда одного человека от 80 см, лучше 1м, можно больше, если он к чему-то широкому будет представляться. Длина не меньше 2 метров. На одном из краев тротуара по всей длине можно пустить бордюр (рельсу или швеллер), верхняя грань, которого поднята относительно тротуара еще на 20 - 30 см. Вместо бордюра может быть наклонная труба с большей высотой в 50-60 см и меньшей в 20-30. Кстати второй край тротуара также по всей длине - это тоже полноценная грань. По ширине тротуара с одной стороны можно сделать заезд и даже с радиусом. Вторая оставляется без съезда для трюков с соскоком. Тротуар должен быть тяжелым и не ерзать, когда по нему скользят. В то же время 3-4 роллера должны спокойно его перемещать и устанавливать, например в наклонном положении, опирая на скамейки или парапеты.

Для верности снизу все конструкшены (особенно легкие перильца и трамплины) обуваются в галошки или презики (кому как нравится). Делаются они из обрезков шланга (не гладкого с продольной насечкой), естественно обрезки надо еще продольно разрезать и раскрыть. На металлические "ступни" они привязываются проволокой, к деревянным прибиваются гвоздями с расправленном виде. Насечка располагается поперек возможным смещениям.

2. Крокодил - это также самый простой фанбокс: малый трамплин, соединенный с наклонной плоскостью. Это значит, что вылетать с него на большой скорости не обязательно, можно просто перекатывать. Высота трамплина 30-40 см, длина наклонной плоскости - 2 метра, ширина всей конструкции не меньше 80 см. Общая длина (а рама должна быть цельная) вычисляется на чертеже, учитывая точный профиль трамплина. А вот это уже целая наука.

3. Трамплины (jampramps) и четвертушки (quoterpipes) - они вообще как корабли, каждый имеет свой характер и каждому следует давать при рождении свое имя. Радиус выгиба зависит от высоты задней стенки трамплина. Чем выше трамплин, тем более пологий радиус может он иметь. На малых трамплинах высотой 30-50 см радиус выгиба - 2.4 - 2.6 метра, на средних трамплинах или приставных радиусах к фанбоксам с высотой 60-80 см радиус задается в 2.7 - 2.9 метра, все, что выше делается с радиусом 3 или даже 3.7 метра. Понять, что такое радиус, можно только реально начертив его на асфальте или бетоне: просто берете рулетку, разматываете до отметки, скажем 2 метра 50 см, и один человек держит за один край (0 см) в центре круга, а второй, прижимая кусок мела к отметке 250 см, чертит им большую дугу. Рядом с ней надо начертить и дуги с другими радиусами. Потом хорошенько навести их краской - пусть живут вечно. К этим радиусам можно прикладывать всякие реальные штуки (доски или металлические уголки) или пририсов ывать мелом гипотетические и весьма предположительные (но от этого ничуть не менее упоительные) конструкции. Их следует бессовестно расхваливать (если они твоего авторства) или беззаветно обливать грязью (все чужие). На самом деле кататься будут все, поэтому обсуждение каждого проекта должно быть основательным и нужны чертежи в натуральную величину.

На фанере или ДВП таким же человечьим "циркулем" надо сделать шаблон радиуса - две стороны шаблона должны давать прямой угол, третья сторона - лежащий на нем радиус. Пока вы еще не прочертили на прямоугольном куске фанеры радиус, этот самый кусок можно по всякому двигать, например оставляя на короткой стороне ровно 30 см. "Положив" радиус на длинную сторону так, чтобы он слился с ней в месте заезда, вы получаете точную длину трамплина. Собственно это и будет профиль (вид сбоку) трамплина или четвертушки. Прямо на шаблоне размечается положение вертикальных стоек и поперечин рамы. Нормальная ширина трамплина 1 м, минимальная 80 см, если лист фанеры имеет ширину 120 см - резать "лишнее" не стоит. Но при ширине листа в 154см, 50 или 60 см можно отрезать и пустить на заднюю стенку. Длину будущего настила определяют по шаблону шнуром - она значительно больше, чем просто прямая от верхней точки трамплина до его заезда. Нужно еще добавить 15-20 см на горизонтальную часть заезда .

Итак, имея шаблон боковых стенок и точное представление о настиле, можно делать раму - сварную или деревянную. Рассмотрим деревянную, делается она из бруса 4х6 или 5х5 см, соединение лучше шиповое или вполдерева (но тогда все укрепляется рамовыми уголками на шурупах). Соединения проклеиваются. Гвозди также обмакиваются в клей, шурупы (а их надо использовать чаще) тоже. Боковые стенки трамплина (радиусы) лучше делать цельными из толстой фанеры 14-20 мм или широкой доски-дюймовки (можно 30мм). Выпиливаются они по шаблону электролобзиком, насадкой-лобзиком на электродрель или простой правильно заточенной неширокой ножовкой. Рама уже без настила и задней стенки должна быть крепкой и жесткой (с диагоналями). Необыкновенно важным и для деревянных, и для металлических рам является то, что настил будет отгибать рамув месте заезда вниз - ломать и рвать дерево, срывать сварные швы, гнуть металл. Жесткость и прочность конструкции здесь должна быть удвоена.

Листовая сталь 4 мм (никакая другая), как я уже говорил, укладывается на радиус просто с удовольствием под собственной тяжестью, каркас под нее нужен просто под швы, скажем 0.8х1м. Для дерева ребра жесткости нужны чаще - 40х50 или 30х80, например. Чтобы выгнуть фанеру, закрепляют вначале ее верхний край, а потом просто сидят на ней вдвоем и вкручивают шурупы - самое тяжелое в средней поперечине трамплина. Фанера нужна без сучков, лучше березовая. Толщина 10 мм самая оптимальная, у профи - два слоя 7 мм. Финская или судовая бакелитовая фанера притягивается к раме только на болтах с гайками и под большим грузом или с домкратами - это делается только в условиях хорошей мастерской с кран-балками. Дешевле всего для больших четвертушек делать настил из доски-дюймовки или тридцатки и для гладкости сверху оббивать тонким металлом или жестью. Только помните, что все неровности они сразу обтянут под утюжкой коньков.

Горизонтальная часть заезда - самая ответственная. Сталь 4 мм сама решает эту проблему, только надо оставить за рамой 20 см, они лягут на асфальт как надо. При дощатом настиле самое простое: последняя доска стесывается снизу по всей ширине четвертушки до остроты ножа, покрытие (пластик, ДВП, тонкая фанера, жесть или тонкий металл) выпускается на 20 см вперед на асфальт. Потом правда, оно будет все равно задираться, придется его к асфальту прикручивать на дюбелях: сверлить дыры глубиной 7 см, вбивать деревянные пробки и в них вкручивать шурупы с широкими шляпками или, подложив под шляпки широкие шайбы. Самое надежное на больших четвертушках с фанерным настилом жестко приварить в месте заезда полосу металла 4-6 мм толщиной. Она стачивается электроточилом снизу до той же остроты ножа. При перевозке и переноске как раз этим местом нельзя ронять ее на ноги. И опять до той же остроты и только снизу стачивается фанерный заезд трамплина. Для крепости его сразу же надо пропитать эпоксидной смолой или водостойким клеем (на худой конец ПВА) и обтянуть тканью, лучше джинсой, можно просто бинтом. Снизу под задней стенкой трамплин обувают в галошки - прибивают резиновые тормозные накладки (смотри выше).

Покраска готового изделия не только приятная, но необходимая вещь. Низ рамы красится обязательно для защиты от гнили или ржавчины. Настил из металла (любого) красится только по краям, остальное заполируют пятыми точками роллеры. Крашеная фанера становится водостойкой и скоростной. Скорость на отфугованных и покрашенных досках значительно возрастает. Теперь можно давать конструкшену имя. Это делается, чтобы избежать путаницы при погрузке, при судействе, при разработке программ показаловок, при обучении и т.д. Когда на площадке больше двадцати "этих фиговин" тыкать в каждую пальцем просто глупо.

Основные группы оборудования с радиусами

(кстати, везде вогнутые участки скейт-оборудования называют transition - транзишн):

трамплин (jampramp) - вогнутая наклонная плоскость (ramp - склон) с высотой задней стенки от 30 до 80 см. Соотношение длины и высоты делают трамплины или выносящими вперед (условно прыжок в длину) или выносящими вверх (прыжки в высоту - это уже одна из конкуренций).

Трамплины для сальто - отдельная вещь (начинающим, кстати, не самая нужная), для продвинутых можно передрать размеры трамплинов ROCES: малый трамплин 130х45х65 и большой - 150х65х70

спайн (spineramp) - симметричный встречный высокий трамплин с выносом вверх, каждый из радиусов вверху заканчивается тонкой трубой, между ними оставляется щель

четвертушка (quoterpipe) - вогнутая наклонная плоскость с горизонтальной площадкой (балконом) на высоте от 120 см до 250 см (длина такая же - отсюда и "четверть трубы") и шириной от 1.9 до 3.7 м, достаточной для приземления с вращениями после высоких вылетов.

 

 

И достаточно долгих скольжений на отбиве (коупинге, трубе) в месте, где рампа переходит в балкон. Балкон широкий (60 -100 см) и с перилами (на высоте 1 м) для ограждения. Чертеж 1/4pipe 120cm

 

вынос (take off ramp - тэйк офф рамп) - нечто среднее между четвертушкой и трамплином; позволяет и прыгать вперед (высота - от 30 до 120 см - значительно меньше длины), и делать рамповые трюки, например с разворотами на плоскости (ширина 60 -120 см), балкон узкий (30-60 см) без трубы

 

локоть (hip) - четвертушка без балкона, но с трубой или двумя наверху, и с шириной заезда значительно большей, чем длина боковой стенки. Служит для трюков после вылета и приставляется под разными углами к прыжковым рампам.

заезд на стену - четвертушка, у которой высота значительно больше длины боковой стенки. Отбив с балконом может находится на высоте 2 м и больше или радиус просто переходит в вертикальный участок стены, где катаются на высоте до 5 м

 

полтрубы (half pipe), просто рампа, верт (vert) - это две четвертушки c вертикальными участками, связанные между собой внизу плоскостью (flat bottom) длиной 3.5 - 4.5 м. Ширина - не меньше 3 м.

Естественно, по верху рампы есть отбивы из труб в 1.5 - 2.5 дюйма (они выступают из транзишн и балкона на одну треть) и широкие балконы с перилами для ограждения. 

 

 

Сейчас в моде сложные формы коупинга, например с полукруглым выступом. Рампы разной высоты могут комбинироваться через спайн такого же радиуса или перекат. Вверху рампа может иметь разгонную горку или участок с увеличенной вертикалью. Чертеж рампы высотой 2.74 м

 

Могут быть замкнутые конструкции из трех рамп для движения по кругу и т.д. Самая бешеная фантазия у Тони Хока, построившего на арене для боя быков в Мадриде нечто со всеми новомодными штуками, да еще и с full pipe(полной трубой) диаметром 3 метра.

минирампа (если употребляется в единственном числе) - это полтрубы высотой 2.5 м, то есть без вертикальных участков, все размеры рампы и смысл трюков почти те же, но не так опасно.

 

 

Фанбоксы, рейлы и прочее

4. Фанбоксы - сборные, обычно, сооружения из центрального горизонтального возвышения и радиусов, съездов (посадочных рамп - landing ramps) и перил или парапетов. Что-то вроде сцены, на которой все выкрутасы замечательно видны, вылеты высоки, но приземления безопаснее, чем просто на уличном рельефе. Центральная часть фанбокса - стол высотой 60, 80. 100 или 120 см и делается как стол или сценический подиум. Кстати он сразу должен годится для исполнения танцев (брэйка, хип-хопа и прочего), показа моделей одежды, игр со зрителями и всякого такого. Один из приставных блоков нужен в виде стандартной лестницы со ступенями 30х15 см. Минимальные размеры стола 2х3 метра. Чем они больше, тем спокойнее вылетать, а значит эффектнее будут трюки. Но все блоки должны нормально грузиться - так что для перевозного оборудования эти же размеры и максимальные, для одного блока, но их может быть сколько угодно. Свинчиваться они должны на болтах с гайками очень плотно. Вообще никакое оборудование не должно ни шататься, ни пружинить, ни стучать (это признак плохой опоры).

Чертежи фанбокса и его блоков: наклонный съезд А, стол B, стол C, , рейл E, выноc F.

Итак, чертеж фанбокса делаете мелом на бетоне (асфальте) в натуральную величину, учитывая размеры фанеры или листового железа. Настил делают из двух слоев 10 мм фанеры на раме с ячейкой 50х50 или из доски 30мм + тонкая (0.8 мм) сталь или 5 мм фанера. Слабые материалы для стола и посадочных съездов не годятся - на них будут грохаться с большой высоты и вполне часто только на одно колесо. Никаких сучков, никаких незагнутых гвоздей, ничего хлипкого. Сварная рама должна быть вся расперта диагоналями из арматуры. Деревянная из бруса 6х5 (минимум) на соединениях вполдерева и скреплена на шурупах рамными металлическими уголками или напиленными из толстой фанеры треугольниками.

Рама собирается отдельными трехметровыми "лестницами", в качестве перекладин у которых вертикальные стойки длиной (для начинающих) 80 см минус толщина бруса сверху и снизу и минус толщина настила.

Сам по себе стол ни на что не годится. К нему привинчиваются выносы и косые съезды.

 

Простейший конструкшн называется флайбокс (flaybox).

Высота стола для начинающих оптимальна в 80 см, к нему приставлен вынос (той же высоты) с радиусом выгиба 2.8 м - это со стороны разгона (о разгонной горке чуть позже, но здесь она нужна высотой 120 см). С другой стороны так же очень плотно и намертво приставляется посадочный съезд (лэндинг рамп). С одного бока по всей длине грань можно оббить металлическим уголком. С другого проще приварить опять же по всей длине перила высотой 120 см, но они будут очень опасными, поэтому лучше или не делать их вообще или сделать их в виде парапета со стенкой и верхней плоскостью (шириной 30 см) полностью обшитыми прочной фанерой на каркасе.

 

Квадратный стол (1.5х1.5) со всех сторон окруженный косыми съездами, грани которых еще и сходятся, это уже пирамида (вообще-то усеченная).

Все ее грани образуют тупые углы, поэтому через пирамиды делают очень высокие и сложные прыжки, флипы, вращения - падать на пирамиду относительно безопасно.

 

 

Прямоугольные бетонные или деревянные скамейки (banks) можно рассматривать как небольшие фанбоксы. На гранях сидений и спинок скользят, по сидениям прокатывают с всякими хватками (грэбами), можно перепрыгивать скамейки во всех направлениях. Единственное, чего не может быть на скамейке в экстрим-зоне - это всевозможных бабулек, собачников и алконавтов. Если вы уже примутили для себя скамейку, она должна быть бешено разукрашена и смачно натерта парафином, чтобы мысль о посиделках даже не тревожила никакие посадочные места. С той же тщательностью надо относиться к всевозможным бетонным парапетам и уступам, оказавшимся на территории скейт-парка

5. Разгонки (разгонные горки - launchramps) - для соревнований в стритстайле нужна хорошая начальная скорость. Для этого примерно под углом в 20-30 градусов делают прямые съезды - здесь дешевле всего обойтись дюймовой (~ 25 мм) доской или тридцаткой (30мм) на поперечном каркасе и стойках из бруса 5х5 см (через 50-60 см). В наших условиях легче купить именно брус, а не планки, указанные на фирменных чертежах. Если есть циркулярная пила, дешевле, конечно, купить доску-сороковку (40 мм) и из нее напилить все фирменных размеров. Но вообще делать надо из того, что под рукой.

Чертеж прямого съезда, высотой 181 см

Все гвозди утапливаются в дерево и загибаются. Все соединения вполдерева и на уголках. Все прямоугольные ячейки рамы распираются диагоналями. Для начинающих оптимальна высота балкона в 120 см и метровые перила, чтобы отталкиваться дополнительно. Ширина балкона (60-80 см). В месте перехода к асфальту доски надо стесать снизу до остроты ножа, сверху еще оббить тонким металлом, фанерой или жестью, а когда они начнут заворачиваться еще и прибить их к асфальту дюбелями.

Прямые разгонки делают до 3 м высотой, еще и перила ставят, но это для профи. Самая замечательная разгонка - Эс-разгонка(S-профиль) - ее нижняя часть имеет вогнутый радиус, мягко переходящий в асфальт, а верхняя - выпуклый перекат, очень плавно переходящий в балкон..

 

Средняя часть на высоких эс-разгонках может иметь достаточный долгий и страшный вертикальный участок. На S-разгонке происходит "выстреливание": вначале мощное отталкивание от верхних перил руками, затем на выпуклом перекате происходит замедление (с накоплением кинетической энергии), потом быстрое падение вниз на вертикали и еще более быстрое выпуливание на нижнем радиусе.

6. Перила (Rails), грани, трубы, рельсы и бордюры на улице бывают какие угодно, поэтому и вы можете лепить, что душе угодно. Общие требования такие: длина не меньше 3 метров, полная устойчивость и (неплохо +) неукрадаемость - это достигается простым приклеиванием на бетон. Кстати бетон делается тщательным перемешиванием цемента марки 400 - 2 больших совковых лопаты, речного (то есть несоленого на вкус, не морского) песка - 4 больших лопаты и мелкого или среднего щебня (окатанный гравий чуть хуже, но тоже пойдет) - 6 лопат. Пропорция вообще-то 1 к 2 к 3, но два-четыре-шесть - звучнее, а мешать реально легче как раз этот набор. Мешают все на сухую, без воды до полной однородности, потом понемногу добавляют воды и опять мешают до густоты сметаны, чтобы не растекалось, и почти не расползалось.

Железнодорожная рельса просто откуда-нибудь очень дружно (недружно крупнотоннажный чугун вообще не одолеть) берется подсовыванием ломов или труб и укладывается на приготовленный вал из бетона крутого замеса (чтобы под ней не расползался). Сверху на бетон при всех работах сыпят чистый сухой цемент, а потом когда он впитывает влагу, его затирают до полной гладкости и красивости - это называется почему-то железнение. Теперь самое простое, но очень ответственное - нужны три дня отвратительной сырой погоды, или накрыть бетон и несколько раз в день поливать, и так несколько дней. А еще не пускать собак и гадливых детишек топотать своими маленькими лапками по свежему бетону. Вы еще только будете упоительно затирать последний краешек бетона, а какая-нибудь бодро бегущая тварь уже станет попирать особо дорогой вашей костенеющей пояснице беззащитно сырой и серенький кусочек.

Специальная сваренная из двухдюймовых труб скамейка в натуральную величину - это очень круто. Из труб делается передняя грань сидения и верх спинки, остальное (сплошной настил и обшивка спинки) из плоских полос или тонкого швеллера. Опять же эта скамейка не должна своим внешним размалеванным видом и обилием парафина отшибать мысль о вкушении седалищного отдохновения.

В практике соревнований и западной торговли оборудованием выделяются несколько типов перил (все длиной 3-4 метра):

GROUND HOGG (граунд хогг - боров) - низкая горизонтальная длинная труба, поднятая на стойках на 20-30 см

 

BRIDGE (бридж - мост) - поднятая на двух закругленных стойках труба (точнее большая скоба) с опорой еще на одну приваренную в центре ногу. Общая высота 40-60 см

SLANT (слант - косой) - наклонная труба, верхняя часть на закругленной стойке высотой 60-80 см, низ лежит на земле

KINK (кинк - судорога, изгиб) - сложная конструкция из высокого (на высоте 60-80 см) горизонтального участка длиной метра полтора-два, плавно переходящего в наклонную трубу и затем так же плавно в низкую горизонтальную длинную трубу. Общая длина 8-10 м

С (си - буква такая, полукруглая) пологая дуга из 4-хметровой трубы, поднятой в центре на 50 см, по краям на 20-30 см. Комбинируется с более высокими перилами.

7. Турники - не имеют никакого отношения к роликам, но поскольку аггрессивное катание (в отличие от фитнесс) портит осанку, очень неплохо чередовать его с выкрутасами на турниках. Тем более, что и там все основано на центробежных и центростремительных силах.

8. Баскетбольный щит - милая вещь, если поставить под ним трамплин и забрасывать мяч с эйров. При этом можно еще мочить эйрвоки, полушпагаты, повороты и всевозможные неописуемые телодвижения. Публику и телевизионщиков это здорово заводит.

 

9. Убитая тачка (старый автомобиль) - не столько из хулиганских побуждений, сколько из необходимости сохранить себе жизнь в возможной транспортной передряге, роллер должен уметь перепрыгивать через автомобили. Еще с 80-х годов на соревнованиях по стритстайлу ставятся конченные колымаги. К ним для удобства приставляют трамлины, наваривают удобные заезды. Из отечественных машин идеальна "Победа" с ее луженым вечным кузовом. Все остальные кузова надо дополнительно усиливать арматурой и уголком.

Строительство мини-рампы

Основа из Mokulys\ Navrocki. Miniramp Skateboard Book

Тебе необходимы материалы на сумму около 5000 ДМ (немецких марок):

1) 10 балок 10х10 см для стоек, соединенные шурупами и уголками - общую длину рассчитай по чертежу. Все дерево должно быть сухим и ровным

2) 10 радиусов из 30 мм фанеры - смотри чертеж

3) 20 брусов 4х6 см, 5 м длиной для поперечин на радиусах

4) 100 шпунтованных досок (как для пола, в выступом на одном боку и канавкой на другом), 2,5х10 см, 5 м длиной для настила рампы

5) 13 досок, примерно 4х 20 см, 5 м длиной для настила балконов. Нужны еще диагональные распорки с задних сторон балконов

6) две стальных трубы 2,5 дюймов, 5 м длиной с приваренным уголком (в нем дыры под болты)

7) и 8) - водостойкая фанера 8 мм или подобное покрытие 50 кв.м, при стандарте 244х122 см надо 14 листов. Фанера становится водостойкой при вымачивании в больших емкостях с олифой. Если их нет, горячая олифа втирается кистью или валиком уже на готовой рампе. Швы между листами фанеры заделываются пеньковым или джутовым канатом (можно бинтом), пропитанным клеем

9) много уголков, шурупов, болтов с гайками и шайбами. Гвозди от вибрации при катании и расширения/сужения дерева из-за колебаний погоды расшатываются и вылезают.

Место строительство желательно согласовать с городскими властями. Бетонный фундамент, как на снимках не обязателен, но основание рампы должно быть надежным и сухим. Дальше нужны чертежи (исходя из реальных материалов, которые удалось собрать) и, конечно хороший плотник. Перед строительством надо выяснить, не станут ли соседи жаловаться на шум, иначе готовую рампу придется разбирать.

Рампа совсем не обязательно должна быть дорогой. Можно упрощать конструкцию, а главное - использовать бесплатные материалы, скажем при разборке домов на слом. Рампа на фото обошлась всего лишь в 200 ДМ

 

 

 

Хостинг от uCoz